Рынок детского питания и заменителей грудного молока в России
Рынок заменителей грудного молока остается в России одним из немногих важных сегментов, где все еще высока доля импорта или товаров, произведенных из импортируемого сырья. Минсельхоз ежегодно сокращает квоты по ввозу сырья и ввел дополнительные меры поддержки для инвесторов, чтобы полностью локализовать категорию. За 4 года, прошедших с последнего
Рынок детского питания в России и мире.
Общий объем реализации детского молока и детских смесей в мире оценивается в 2 млн т на сумму в $50,7 млрд по состоянию на 2023 год. По прогнозу Statista, к 2028 году он вырастет до 2,4 млн тонн стоимостью в $66,4 млрд, сообщает начальник отдела мониторинга внешней среды ФГБУ «Центр агроаналитики» Даниил Козлов. Крупнейшим рынком данной продукции является Китай (около 31% от общей стоимости рынка в 2023 году). Помимо этого, крупные объемы приходятся на США, Индонезию, Россию, Вьетнам, страны ЕС. Россия входит в ТОП-20 экспортеров детского питания, хотя пока и далека от мировых лидеров – Нидерландов, Франции, Ирландии, Новой Зеландии.

В 2022 году в России было произведено около 44,4 тысяч тонн сухих молочных продуктов для детей раннего возраста, включая молочные каши, кисломолочные сухие смеси и молочные сухие напитки. Это на 11,8 % выше показателей предыдущего 2021 года, приводит данные глава аналитического департамента Союзмолоко Алексей Воронин. В частности, производство сухого молока для детского питания, начальных и последующих молочных смесей оценивается на уровне 34 тыс. т. Этот объем включает в том числе и адаптированные молочные смеси (заменители женского или грудного молока, ЗГМ), которых было произведено 23,9 тысяч тонн в 2022 году. При этом сегмент развивается достаточно динамично: среднегодовой прирост производства за последние годы в целом по группе сухих молочных смесей (включая каши) составляет около 17%, в том числе ЗГМ - 31%. Уже в прошлом, 2022 году Минсельхоз России оценивал обеспеченность внутренних потребностей на уровне 80%, а остальное компенсировалось за счет импорта.

В январе-августе 2023 года российскими производителями было выпущено 33,8 тысяч тонн сухих молочных смесей для детей раннего возраста, что на 18,5% превышает результат аналогичного периода 2022 года (28,5 тысяч тонн).

Потребление ЗГМ в России составляет около 40 тысяч т, оценивает генеральный директор Streda Consulting Алексей Груздев. Хотя, по оценке председателя совета директоров компании «Инфаприм» Алексея Лысякова, емкость российского рынка за последние года ощутимо снизилась и составляет 32 тыс. т ввиду снижения рождаемости.

«Ожидать роста потребления можно только в случае решения демографических проблем, а для этого правительство должно предпринять дополнительные меры поддержки», - отмечает Лысяков.

Последние 3-5 лет параллельно существовало два тренда, делится Груздев, – демографический спад и раннее возвращение молодых мам к работе, влекущее за собой переход от грудного молока к смесям. Эти два фактора компенсируют друг друга. К особенностям рынка можно также отнести ответственный подход родителей при выборе продукции и их лояльность известным брендам, признанным лидерам.

Называемый экспертами объем российского рынка включает в себя именно ЗГМ на молочной основе – продукцию, которая предназначена для детей от 0 до 12+ месяцев. Однако существуют не учитываемые в статистике сегменты, отмечает Груздев, - традиционно на рынке выделяют три возрастных формулы, но сейчас можно приобрести функциональные смеси для детей категории 3+ и даже 7+ лет. Также на рынке есть молоко для детей 0-3 года в жидких формах, лечебное питание без молочной составляющей, и питание для беременных женщин – ими тоже обычно занимаются компании, выпускающие ЗГМ, но это смежные рынки. Это значит, что рынок компонентов довольно широк, и у компаний, желающих начать их выпуск, есть возможности для дальнейшего роста.

Ключевые игроки
Реально рынок поделен между четырьмя крупными производителями, – рассказывает Груздев. Это Nestle, Danone, Инфаприм и Abbott, они контролируют более 90% рынка, остальные 10% делят между собой большое количество производителей (Беллакт, Неro Group, Hipp, Humana, Frieslandcampina, Ausnutria, Mead Johnson и другие).

Крупнейшим российским производителем в сегменте ЗГМ остается компания «Инфаприм» с предприятием полного цикла от компонентов до готового продукта. Продукция выпускается под брендом Nutrilak. Мощности «Инфаприм» уже в этом году достигнут 16 тыс. т, увеличившись в два раза. По словам Алексея Лысякова, сейчас 4 тыс. т поставляется за рубеж (в страны СНГ и даже Африки), остальное остается на российском рынке.

На рынке также работают иностранные компании с различной степенью локализации:, Nutricia (выходит в H&N, бренды Nutrilon, «Малютка», «Малыш»), которая имеет локализованное производство, и Nestle (бренды NAN, Nestogen и Аlfare), которая также “собирает” смесь из компонентов на территории России. Abbott импортирует готовый продукт под брендом Similac. Более 50% рынка нашей страны занимает Nestle, хотя их завозимую уже в готовом виде и исключительно фасуемую здесь продукцию трудно назвать чисто российской, - говорит Лысяков.

Из относительно новых российских игроков – компания «Фармалакт». В 2019 на своем заводе в Московской области она запустила линию по производству ЗГМ под брендом Mamelle с заявленной мощностью 30 т смесей в сутки.

«Беллакт» - единственный в Беларуси производитель детского, в том числе сухого молочного питания. Ежемесячно компания выпускает 600 т сухого детского питания, в планах запуск цеха по стандарту GMP, что позволит увеличить производственные мощности в 2 раза. Более 70% в экспорте «Беллакта» - страны ЕАЭС. В 2019 году смесь этой компании, «Беллакт оптимум 1», единственная была признана соответствующей всем обязательным требованиям, а также опережающему стандарту Роскачества.

Про цены и себестоимость Себестоимость
производства ЗГМ в России на 20% выше, чем у того же Nestle, имеющего завод на 160 тысяч т в Ирландии, поясняет Лысяков. «Это вопрос масштабирования, им проще оптимизировать издержки. Однако на стоимости итоговой продукции для россиян это почти не сказывается», - добавляет он.

В целом за прошедший год смеси сухие молочные для детского питания стали одной из немногих категорий молочной продукции, которая демонстрирует рост стоимости продукции в рознице. В июле 2022 года, согласно данным Союзмолоко и АЦ Milknews, они стоили 1092,5 рублей за кг, в мае 2023 го – 1125,4, июле этого года – уже 1136,6 рублей за кг.

Цены производителей, согласно данным Росстата, достигали максимума в апреле 2023 года (473 руб./кг), затем последовало снижение, и на текущий момент уровень цен опустился до 439 руб./кг.

Государство предлагает производителям детского питания на молочной основе меры поддержки – действуют льготные кредиты, возмещение части инвестиционных затрат и "стимулирующая" субсидия (на прирост переработанного молока в случае организации производства полного цикла). Также с конца 2022 года Правительство увеличило с 8 до 12 лет срок инвестиционного кредитования под создание мощностей по выпуску сухих ингредиентов и смесей из них, а в мае текущего года стала возможна пролонгация ранее выданных льготных инвестиционных кредитов на те же цели на срок до 12 лет, объяснил Воронин.

“Запрос на реализацию проектов полного цикла для производства ингредиентов и смесей в новых реалиях санкционного рынка оборудования остается стабильно высоким - мы получаем по нескольку запросов в квартал на аналогичные проекты, хотя механизмы их реализации немного усложнились. - рассказывает руководитель направления “Переработка молока" компании Сергей Непряев.

Наиболее важными аспектами при планировании производства, по оценкам компании, являются разработка оригинальной рецептуры и квалифицированный подбор состава оборудования линии.


Это обеспечит: точное смешивание компонентов смеси, сохранение их функциональных свойств, микробиологическую безопасность, требуемую степень агломерирования конечного продукта.

Рынок ингредиентов
Смеси делают на основе сухого обезжиренного молока (СОМ), деминерализованной сыворотки и концентратов молочного белка в разной пропорции в зависимости от формулы и ценовой категории. Также важными составными компонентами являются углеводная и жировая основа, а также витаминно-минеральные комплексы.

Основной компонент ЗГМ, занимающий большую часть в объеме, - молочную основу, а также базу из жиров, белков и углеводов высокого качества сегодня производят уже отечественные компании.

До 90% компонентов для ЗГМ «Инфаприм» уже приобретает в России. Ситуация с Д-90 (сывороткой с уровнем деминерализации в 90%), доля которой в рецептуре детской смеси достигает 40-45%, значительно улучшилась за последние годы. «Инфаприм» покупает ее у «Агрокомплекса им. Ткачева», «Молвеста», поставляет сыворотку и «Савушкин продукт», делится Лысяков. Определенный объем выпускает «Фудлэнд», делится директор по развитию Андрей Дахнович. «Молвест», по словам генерального директора Анатолия Лосева, делает сыворотку под заказ, к тому же компания выпускает концентраты белков, которые также используются в производстве ЗГМ.

В конце декабря ожидается запуск предприятия «Победа-1», о планах выпускать с Д-90 заявляла «Эконива». Деминерализованную сыворотку, по информацию Груздева, предлагают импортеры из Латинской Америки, их доступ к рынку никак не ограничен.

«Чтобы держать руку на пульсе, быть в курсе цен на импортную продукцию и иметь возможность оценить качество, мы иногда закупаем буквально по 1-2 контейнера с Д-90 из-за рубежа, например, Аргентины», - рассказывает Лысяков.

В связи с активизацией отечественных игроков-производителей с Д-90 Минсельхоз ограничил в 2023 году ее импорт из стран, на которые распространяется российское продэмбарго (США, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Норвегия, Украина, Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн и Великобритания), до 1,5 тысяч тонн.
В 2022 году разрешенные объемы равнялись 3 661 тоннам, в 2021 году - 2 тысяч тонн.

«Сейчас отечественные производители полностью закрывают потребности внутреннего рынка в деминерализованной сыворотке, при том, что иностранные производители смесей все еще закупают ее не в России. Качество продукции за последние годы значительно улучшилось», - комментирует Лосев.

Еще один блок компонентов – витаминно-минеральные комплексы. Но они в России не производятся, это сложный рецептурный товар, и крупные компании предпочитают заказывать их у мировых лидеров. Аналогичная ситуация складывается со сложными углеводными и жировыми основами, которые также входят в состав ЗГМ. Их доля в объеме смесей небольшая, рынок можно назвать крайне узким, и локализовывать их производство в стране смысла нет, уверен Груздев.

Российские компании-производители компонентов для ЗГМ, будучи профессиональными игроками, легко найдут покупателей не только в стране, и за ее пределами, уверен Лысяков. Хотя рынок довольно специфичен, связи между уже существующими поставщиками и покупателями давно налажены, указывает Груздев, и ключевым конкурентным преимуществом становится высокое и стабильное качество предлагаемой продукции.

«Мы всегда готовы рассматривать возможность производства новых компонентов для ЗГМ, если это интересно нам с финансовой и понятно с технологической точки зрения», - дополняет Дахнович.

Для производства компонентов для ЗГМ в РФ кроме необходимого объема сыворотки нужны и технические решения - для этого уже налажена работа с поставщиками оборудования из дружественных стран, которые сейчас способны гарантированно поставить эффективное оборудование для производства высококачественных ингредиентов”, - подытожил Непряев.